МЕНЮ

Немецкий романтизм от Йенского кружка до Гейне

Авторский курс Арсения Дежурова

Как романтизм изменил европейскую культуру и почему его идеи остаются актуальными? Узнайте, как немецкие романтики открыли внутренний мир человека, привнесли чувственность в искусство и перевели внимание на эмоции героя.

На курсе "Немецкий романтизм" вы:
  • Погрузитесь в атмосферу эпохи Йенского кружка.
  • Узнаете, как Гейне и Гофман трансформировали литературу и искусство.
  • Исследуете ключевые концепции романтизма и их влияние на современность.
Что вас ждет:
  • 6 лекций, 10,5 часов видео.
  • Доступ к курсу сразу после оплаты и навсегда.
  • Возможность изучить глубинные процессы, сформировавшие эпоху романтизма.
Стоимость курса 3900 (с возможностью рассрочки)
О КУРСЕ
Курс "Немецкий романтизм от Йенского кружка до Гейне" приглашает вас исследовать одну из самых ярких эпох в истории культуры. Это время, когда романтизм открыл новый взгляд на человека, сосредоточившись на его внутреннем мире, чувствах и стремлениях.
«Ах, он такой романтик!» – часто говорим мы, но мало кто задумывается, что романтический герой – это вовсе не тот, кто устраивает ужин при свечах. Это исключительный человек в исключительных обстоятельствах, живущий в состоянии бурь и накала страстей. Романтики бросили вызов рационализму и взглянули на мир иначе.

На курсе вы узнаете:
  • Как Йенский кружок стал эпицентром романтического движения и перевернул представления о литературе.
  • Почему Генрих Гейне освободил романтизм от ханжества и превратил его в бурлеск.
  • Как Гофман воплотил мечту о "романтическом синтезе" в искусстве и литературе.
  • Почему романтизм стал эпохой, где чувства оказались важнее фактов, а эмоции – глубже логики.
Романтизм впервые обратил внимание на внутренний мир человека. Это время, когда внешний мир перестал быть главным объектом исследования, уступив место переживаниям и эмоциям. Но что романтики противопоставляли реальности, от которой так легко отмахивались? Чем она становилась для их героев и для искусства?

Вместе с Арсением Дежуровым, известным филологом и искусствоведом, вы погрузитесь в загадочную эпоху романтизма, исследуете его ключевые идеи и поймете, почему романтизм актуален и сегодня.

Начните свое путешествие уже сейчас, чтобы открыть мир немецкого романтизма и его великих творцов!

ПРОГРАММА КУРСА

Лекция 1

Взгляд на Германию через романтическое окно

  • Почему литература норовила говорить правду по-немецки, а врать по-французски, и откуда взялось слово «романтизм»?
  • Почему романтизм не возник бы без Великой Французской Революции, философии Фихте и книжки Гёте про Вильгельма Мейстера? ( Ф. Шлегель)
  • Романтические «открытия»: художник, женщина и ребенок как самые интересные персонажи культуры.
  • Почему мы все слышали слово «романтическая любовь» и никто не слышал про «романтическую верность»?
  • Что означает символическое окно, так любимое немецкими художниками?
Лекция 2

Первые шаги романтизма: Йенский литературный кружок

  • Всегда ли отсутствие системы в философии – это отсутствие философии? («Фрагменты» первых романтиков).
  • Романтик №1: Новалис и его голубой цветок.
  • Как был написан первый эротический роман на биографической основе? («Люцинда» Фридриха Шлегеля).
  • Как новелла про рыцаря, старушку и собачку стала манифестом романтизма? («Белокурый Экберт» Людвига Тика).
  • Почему в иерархии ценностей романтизма музыка – самое главное из искусств? («Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Йозефа Берглингера» И. Г. Ваккенродера).
Лекция 3

Трагический романтизм. Гейдельбергский романтический кружок

  • Что значит «раствориться в духе народном»?
  • Как романтики открыли красоту родного языка и фольклора? (Братья Якоб и Вильгельм Гриммы).
  • Что такое благородство и почему истинное благородство присуще простым людям? (Клеменс Брентано, «История о честном Касперле и красотке Аннерль»)
  • Что общего у корешка мандрагоры, глиняной куклы и древнего скелета: как их оживить и почему не рекомендуется этого делать? (Ахим фон Арним, «Изабелла Египетская»).
  • Почему Генрих фон Клейст был любимым писателем Кафки? («Землетрясение в Чили», «Маркиза фон О*»)
Лекция 4

Романтические двойники

  • Как Адельберт фон Шамиссо начал тему двойничества в литературе? («Удивительная история Петера Шлемиля»).
  • Сколько стоит человеческая тень и человек без тени?
  • Как Генрих фон Клейст предвосхитил на сто лет открытие абсурда модернистами? («Пентесилея», «Михаэль Кольхаас»).
  • Каково взглянуть в глаза ожившей кукле? (Э.Т.А. Гофман, «Песочный человек»).
Лекция 5

Гофман и романтический синтез искусств

  • Романтическое дознание: был ли студент Ансельм «музыкантом» или «просто хорошим человеком»? («Золотой Горшок»)
  • Какова роль бузины, «пользительного табаку» и желудочного ликера в образовании романтических фантазий?
  • Может ли герой-музыкант любить просто хорошую девушку, и что из этого получается в литературе и в жизни? («Крошка Цахес»)
  • Что бывает с образованными котами, которые решили составить музыкальную карьеру? («Житейские воззрения кота Мурра вкупе с фрагментами жизни композитора Иоганнеса Крейслера, чудом уцелевшими в макулатурных листах»)
  • Романтическая дорога к реалисту Конан-Дойлу. («Угловое окно»)
Лекция 6

Последний романтический принц неромантической поры Генрих Гейне

  • Как великий немецкий поэт еврейского происхождения оказался французом?
  • Почему друг Карла Маркса получал пенсию от французского короля?
  • Как Гейне женился под дулом пистолета?
  • Какие подарки мировой литературе сделал Гейне, преобразив форму стиха? («Книга песен»)
  • Правда превращает романтику в бурлеск. («Путешествие по Гарцу», «Флорентийские ночи», «Из мемуаров г-на фон Шнабельвопского»)
  • Был ли он романтиком? («Романтическая школа»)

ЛЕКТОР: АРСЕНИЙ СТАНИСЛАВОВИЧ ДЕЖУРОВ

Филолог, искусствовед, писатель, кандидат филологических наук, специалист по литературе и искусству немецкого романтизма, Член Общества Э.Т.А.Гофмана (ФРГ) и Гейдельбергского музыкального архива Гофмана ETAH, Член Российского союза германистов.

В фокусе интересов – история гротеска, проблемы комического. Искусствовед (МГАХИ им. Сурикова, 1993).

Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования. Премия А. Ф. Лосева «За лучшую научную работу в области гуманитарных исследований» (2000, 2001)

Постоянный участник раскопок античных городов Северного Причерноморья.

Отзывы
Задайте вопрос или поделитесь впечатлениями :)
Мы с удовольствием отвечаем на ваши письма