МЕНЮ

ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ В ОБЛОМКАХ

Авторский курс Арсения Дежурова

Откройте для себя древнегреческую культуру через руины и фрагменты, которые дошли до наших дней. Греческие храмы, статуи и литературные памятники — это ключ к пониманию истоков современной цивилизации. На курсе вы познакомитесь с артефактами, раскопками и знаковыми событиями, которые сформировали облик античного мира.

  • 10 лекций, более 18 часов видео
  • Все материалы доступны сразу и навсегда
  • Стоимость курса 6100 рублей (с возможностью рассрочки)
Начните путешествие по руинам древней Греции уже сейчас и прикоснитесь к истории мирового наследия!

О КУРСЕ

Фрагменты древнегреческой культуры — ключи к пониманию современности. От величественных руин Парфенона до статуй, сохранивших дух античности — история Древней Греции раскрывается в обломках, которые донесли до нас великие достижения цивилизации.
Изучая расписные храмы, скульптуру и литературу, мы восстанавливаем образы эпохи.

Жизнеописания философов и анонимные предания сохранили свидетельства о поэтическом воображении, реставрациях и новых археологических находках.

Курс поможет взглянуть на великие события прошлого через обломки древности — свидетели времени, которые расскажут истории о том, как рождались легенды и утопали цивилизации.

На курсе вы познакомитесь с темами:

  • Зарождение Греции — от Троянской войны до великих поэтов Гомера и Гесиода;
  • Законы и философы — как афиняне искали истину и что из этого вышло;
  • Жизнь в городах — спорт, пиры, лирика и повседневность античных греков;
  • Театр и трагедия — культ Диониса, первый актёр и трагедии Софокла;
  • Смех и комедия — древнегреческий юмор от Аристофана и его «Лягушек»;
  • Археологические находки — путешествие по раскопкам Северного Причерноморья и хранилищам античной керамики.

ПРОГРАММА

  • 1

    ГРЕЦИЯ НАЧИНАЕТСЯ

    • Что было на землях древней Греции до появления на ней греков?
    • Почему греки позабыли, откуда они пришли?
    • Как расселились ахейцы и дорийцы по Пелопоннесу, как разговаривали, считали годы, называли месяцы и придумали алфавит.
    • Троянская война и поэмы Гомера.
    • Великие эпические поэты – Гомер и Гесиод, их спор, легенды об их жизни и смерти, а также «Война мышей и лягушек».
    • 2

      БОГИ, ЗАКОНЫ, МУДРЕЦЫ, ФИЛОСОФЫ

      • Что было вначале – слово или число?
      • Как доказать при помощи теоремы о сумме углов треугольника, что закон выше, чем боги?
      • Какие две поправки знало афинское законодательство и почему этим ограничилось?
      • Почему спартанцы триста лет соблюдали законы, которые им совсем не понравились?
      • Как из мудрости веков родилась философия современности?
      • 3

        ЖИЗНЬ В ДРЕВНЕМ ГОРОДЕ

        • Почему если играешь на лире, то надо и петь, а если читаешь стихи, то обязательно бряцать на лире?
        • Девять лириков - чем они славны и что от их поэзии уцелело?
        • Почему физкультура - это хорошо, а спорт - это плохо?
        • Атлеты, их состязания и награды. Как греки изобрели военную тайну, и как было до ее изобретения. Что росло и паслось в Древней Греции, кто во что был одет, что ел за столом, с какой чаши напивался пьян, и почему античная культура не научилась бросать объедки иначе, чем под стол.
      • 4

        КУЛЬТ ДИОНИСА И ТЕАТР

        • Кто должен оплачивать расходы за организацию представлений и платить за билеты – государство или публика?
        • Кто придумал первого актера? Кто придумал второго актера? Кто придумал третьего актера? Почему дальше трех дело не пошло?
        • Какую сумму платили зрителям за визит в театр?
        • Как получилось, что трагедия про то, как жена зарезала мужа, а сын убил мать и сошел с ума, прославила Афины, демократию и торговлю с соседями (Эсхил, «Орестея»)?
        • Была ли у древних греков совесть?
        • За что женщины разорвали Еврипида?
      • 5

        ТРАГЕДИЯ ТРАГЕДИЙ «ЭДИП ЦАРЬ»

        Продолжение разговора о трагедии на примере трагедии Софокла "Эдип царь".
      • 6

        АТТИЧЕСКИЙ СМЕХ: КОМЕДИЯ И ЮМОР

        На протяжении веков серьезные люди размышляли о серьезных и печальных вещах. Может быть, потому что великий Аристотель всем пообещал, что напишет об искусстве трагедии, а про комедию «поговорит в другом месте». И ничего не сказал. А может, с годами просто половина его «Поэтики» потерялась. Нам предстоит обратить серьезный взгляд на древний смех, чтобы реконструировать представления древних о комическом. В фокусе нашего внимания окажется «неблаговоспитанный любимец муз» Аристофан и его время.

        • Театр борется за мир: «Лисистрата».
        • Аристофан против продажной философии софистов: «Облака».
        • Первый пример литературной критики: «Лягушки».
        • Юмор «телесного низа» - его высокое положение в эстетике комического.
        • Почему на закате юмор становится утонченным, но не веселым?
      • 7

        АТТИЧЕСКИЙ СМЕХ: КОМЕДИЯ И ЮМОР. ЧАСТЬ 2

        Our company works according to the principle of individual approach to every client. This method allows us to achieve success in problems of all levels.
      • 8

        АТТИЧЕСКИЙ СМЕХ: КОМЕДИЯ И ЮМОР. ЧАСТЬ 3

        Our company works according to the principle of individual approach to every client. This method allows us to achieve success in problems of all levels.
      • 9

        МИМЕСИС - УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

        Мимесис – это универсальный принцип древнегреческой эстетики. Чтобы было понятно, что это такое, древнее слово можно было бы перевести на русский язык «подражание природе». Тогда становится вроде бы понятно, но кое-что в древнем искусстве выглядит уж очень странно. Вот на театр выходят трое мужчин в полуметровых масках. На актерах ходули, в руках посохи, чтобы не упасть, говорят они нерифмованными стихами и вообще, это женские персонажи (актрис не было). И никого из зрителей это не смущало. А вот, например, растягивать время в спектакле – неправдоподобно, зрители не проверят, если за час сценического времени пройдет, скажем, целый день. А если искусство неправдоподобно, если оно не подражает природе, значит это никудышное искусство. Или вот прекрасная Елена, написанная золотыми красками – это нарядно, но некрасиво, потому что неправдоподобно. А правдоподобно нарисованный удавленник, который всех перепугал – все-таки красиво, потому что похоже на правду.

        • Почему живописи, ваянию и зодчеству не покровительствуют музы?
        • Истории о греческих художниках.
        • Почему подражание природе – это очень хорошо? (Аристотель)
        • Почему подражание природе не всегда хорошо? (Платон)
        • Почему, говоря о подражании природе, мы начинаем говорить по-гречески – «мимесис» - как-будто знаем древнегреческий язык?
      • 10

        ОТПУСК ПОД ЗЕМЛЁЙ. ЧТО ТАКОЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

        Завершающая, десятая лекция первой части цикла «История Древней Греции во фрагментах» посвящена собственно извлечению фрагментов древней культуры из земли.
        Лектор делится своим опытом раскопок древнегреческих городов Северного Причерноморья, методах археологии, грабительских покопах, организации процесса, курьезных случаев.
        Внимание будет сосредоточено на историко-археологического заповедника «Ольвия» (Украина) и древнегреческого городища Патрей (Тамань).
        Лекция сопровождается демонстрацией уцелевших фрагментов античной керамики, бронзового литья, украшений.
        Все эти обломки бесценны а двух смыслах слова — это свидетели античной классики, которым нет цены, а так же битый антиквариат, которому грош цена, если не раскрашивать его чарами воображения.

      ЛЕКТОР: АРСЕНИЙ СТАНИСЛАВОВИЧ ДЕЖУРОВ

      Филолог, искусствовед, писатель, кандидат филологических наук, специалист по литературе и искусству немецкого романтизма, Член Общества Э.Т.А.Гофмана (ФРГ) и Гейдельбергского музыкального архива Гофмана ETAH, Член Российского союза германистов.

      Искусствовед (МГАХИ им. Сурикова, 1993).

      Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования. Премия А. Ф. Лосева «За лучшую научную работу в области гуманитарных исследований» (2000, 2001)

      Постоянный участник раскопок античных городов Северного Причерноморья.

      В фокусе интересов – история гротеска, проблемы комического.
      Отзывы
      Задайте вопрос или поделитесь впечатлениями :)
      Мы с удовольствием отвечаем на ваши письма