Диалогизм как инструмент фикционализации нарратива о локдауне в рассказе М. Этвуд «Нетерпеливая Гризельда»
Рассказ М. Этвуд «Нетерпеливая Гризельда» был опубликован в 2020 г. в рамках проекта «The Decameron Project», организованного изданием The New York Times.
В разгар пандемии коронавируса редакция третьей по значимости американской газеты обратилась к двадцати девяти англоязычным авторам с предложением написать по рассказу, семантическим центром которого стало бы осмысление опыта переживания кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Авторы идеи проекта поясняли, что «вдохновлялись «Декамероном» Джованни Боккаччо, написанным в XIV веке во Флоренции, охваченной эпидемией чумы» (The Decameron Project 2020).
Проект был запущен онлайн в мае 2020 года – все двадцать девять рассказов были опубликованы на официальном сайте издания The New York Times (nytimes.com) под заголовком The Decameron Project.
Опираясь на традиции описания чумы в «Декамероне» Джованни Боккаччо, Этвуд описывает кризис идентичности в масштабах всего человечества, обнаружившего свою беспомощность перед лицом вируса. Рассказ Этвуд построен на интертекстуальной игре с десятой новеллой десятого дня «Декамерона» Боккаччо. Повествование представляет собой монолог некого существа, адресованный аудитории, состав которой постепенно прояснится, но о реакциях которой читателю дано будет узнать только из слов нарратора.
Действие происходит в разгар пандемии COVID-19. Узнав о том, что земляне не справляются с эпидемией коронавируса, представители инопланетных рас посылают на Землю миссионеров, в чьи обязанности входит оказание всякого рода помощи землянам. Инопланетянину, от лица которого ведется повествование, поручено развлекать землян, оказавшихся запертыми в карантинной палате, и следить за тем, чтобы они ее не покинули. Для того чтобы развлечь карантинную группу, пришелец рассказывает людям историю о Нетерпеливой Гризельде.
Анализ нарративных стратегий с позиций теории фикциональности демонстрирует, что сторителлинг оказывается действенным способом проживания кризиса как во времена бубонной чумы, так и в пандемию COVID-19. Локдаун ограничил общение, а значит, и доступ к Другому, разорвал диалогическую связь, являющуюся основным условием самоидентификации.
Ситуация рассказывания дает возможность восстановления этой связи путем формирования «переходной зоны» между реальным и фикциональным. Фикционализация формирует «переходное пространство» (Д. Винникотт), обеспечивающее переработку фактов объективной реальности, их прохождение через фильтры сознания. В результате происходит восстановление диалога индивида с окружающим миром. При этом текст оказывается одновременно продуктом, порожденным этим процессом, и инструментом-гарантом его осуществления.
Фикционализация травматичного опыта, вызванного пандемией COVID-19, и помещение его в историко-литературный контекст дает возможность отрефлексировать последствия этой пандемии, исследовать и преодолеть кризис самоидентификации, риски которого она с собой несет.