МЕНЮ

ГРАНИ МОДЕРНИЗМА: Вирджиния Вулф, Альбер Камю, Джером Дэвид Сэлинджер

Авторский курс Арсения Дежурова

Модернизм — эпоха, которая изменила литературу, поставив человека в центр мира, его одиночество и внутренний кризис. Английский модернизм Вирджинии Вулф исследует сознание и поток мыслей в рамках одного дня. Французский экзистенциализм Альбера Камю находит новый смысл в абсурдности человеческого существования. Американская проза Джерома Сэлинджера пробуждает в нас вопросы о взрослении и поиске себя.

На курсе мы обсудим:
  • Роман одного дня: «Миссис Дэллоуэй» Вулф и её литературные эксперименты;
  • Абсурд и мораль: «Чума» и «Посторонний» Камю как вызов привычной морали;
  • Разоблачение модернизма: «Над пропастью во ржи» и «Повести о Глассах» Сэлинджера.
Откройте для себя глубокие и многогранные грани модернизма с новым взглядом на литературу XX века.

О КУРСЕ

Модернизм — это не просто литературное направление, а революция в искусстве и философии XX века. В этом курсе мы рассмотрим три ярких грани модернизма через произведения культовых писателей:

  • Вирджиния Вулф — британская писательница, мастер потока сознания и автор романов «Миссис Дэллоуэй» и «На маяк». Её творчество раскроет, как сюжет строится вокруг внутреннего мира героев и ощущения времени.
  • Альбер Камю — французский философ-экзистенциалист и писатель, чьи романы «Посторонний» и «Чума» исследуют абсурдность бытия и выбор человека перед лицом хаоса.
  • Джером Дэвид Сэлинджер — американский автор, создатель культового романа «Над пропастью во ржи». Сэлинджер раскрыл новый взгляд на современное отчуждение и поиск смысла в юношеском бунте.
На этом курсе вы узнаете, как три выдающихся автора изменили восприятие литературы и помогли понять ключевые идеи модернизма: время, абсурд, сознание и потерянный человек в эпоху перемен.

Если вы хотите глубже понять модернизм через творчество немецких писателей, обратите внимание на курс «НЕМЕЦКИЙ ГОЛОС МОДЕРНИЗМА: Т. МАНН, КАФКА, ГЕССЕ». Узнайте подробности здесь.

ПРОГРАММА

  • 1

    Удар по сюжету – роман одного дня, в котором ничего не происходит (Вулф. «Миссис Дэллоуэй, 1925)»

    • Почему Чарльз Диккенс, который так гордился своими закрученными сюжетами, оказался не в чести у ХХ века?
    • Что привнесла в теорию литературы группа «Блумсбери»? (Эд. М. Форстер. «Аспекты романа», 1927).
    • Может ли литература без сюжета быть увлекательной, даже если это не лирика?
    • Как на смену несобственно прямой речи пришел поток сознания, и в чем отличие?
    • Почему после выставки импрессионистов в Лондоне литература уже не могла оставаться прежней? («Женщина в зеркале», 1925).
    • 2

      Удар экзистенциалистов по общественной морали: мир создан мной, или я творец мира? (Камю, «Посторонний», «Чума» 1942)

      • Надо ли плакать на похоронах Матери?
      • Надо ли вакцинировать больных во время эпидемии, если знаешь, что вакцина не помогает?
      • Почему Сартр назвал экзистенциализм гуманизмом?
      • Почему свободный человек берет на свои плечи ответственность за судьбу мира?
      • Зачем бунтовать против абсурда?
      • 3

        Сэлинджер наносит удар по модернизму средствами модернизма. (Над пропастью во ржи» (1951, «Повести о Глассах»)

        • Что такое «двойной адресат» в литературе и кто его придумал?
        • Какие исторические корни у повести о семнадцатилетнем подростке, изгнанным из школы?
        • Как продолжил жизнь в литературе этот персонаж?
        • Насколько важно знать древнеиндийскую эстетику, чтобы понять сокровенную суть повестей о Гласах?
        • Почему судьба Симора Гласса не понятна из «Девяти рассказов» и нуждается в десятом? («Тедди», 1953).

        ЛЕКТОР: АРСЕНИЙ СТАНИСЛАВОВИЧ ДЕЖУРОВ

        Филолог, искусствовед, писатель, кандидат филологических наук, специалист по литературе и искусству немецкого романтизма, Член Общества Э.Т.А.Гофмана (ФРГ) и Гейдельбергского музыкального архива Гофмана ETAH, Член Российского союза германистов.

        Искусствовед (МГАХИ им. Сурикова, 1993).

        Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования. Премия А. Ф. Лосева «За лучшую научную работу в области гуманитарных исследований» (2000, 2001)

        Постоянный участник раскопок античных городов Северного Причерноморья.

        В фокусе интересов – история гротеска, проблемы комического.
        Отзывы
        Задайте вопрос или поделитесь впечатлениями :)
        Мы с удовольствием отвечаем на ваши письма