МЕНЮ

Миф и литература

Авторский курс профессора Жаринова

Погрузитесь в увлекательный мир мифа и литературы! На этом курсе вы:
  • Узнаете, как мифы стали основой великих произведений мировой литературы, от античности до современности.
  • Рассмотрите связь мифа с реализмом в романах Толстого, Чехова и Достоевского.
  • Откроете для себя мифотворчество Томаса Манна и Германа Гессе.
  • Погрузитесь в магический реализм Чингиза Айтматова и сложную мифологию произведений Уильяма Фолкнера.
Что вас ждет?
  • 9 лекций (более 16 часов видео).
  • Подробные списки литературы для каждого занятия.
  • Доступ к материалам навсегда.
  • Возможность изучать курс в удобное время.
Бонус: лекция Евгения Викторовича Жаринова о романе Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки».

Стоимость курса — 5500 рублей (доступна оплата в рассрочку).
Начните обучение сегодня и погрузитесь в мир мифа и литературы, который раскроет для вас новые грани великих произведений!

О КУРСЕ

Миф и литература: как связаны эти явления между собой?

Курс "Миф и литература" погружает в разнообразие мифологических сюжетов и их интерпретацию в мировой литературе. Вместе с профессором Евгением Викторовичем Жариновым вы изучите, как мифы формируют символику и смысл в произведениях классиков, от античности до современной эпохи.

Темы лекций:
  1. Миф как основа литературы
  • Что такое миф и как он влияет на развитие литературы?
  • Примеры из "Илиады", "Одиссеи", "Улисса" Джойса.
  1. Миф и реализм
  • Как миф интегрируется в реалистическую прозу?
  • Произведения Толстого, Чехова, Достоевского.
  1. Мифотворчество Томаса Манна
  • Анализ романов "Доктор Фаустус" и "Волшебная гора".
  1. Миф и магический реализм
  • Вклад Чингиза Айтматова и Уильяма Фолкнера в литературную традицию.
  1. Герман Гессе: мифы в романах
  • "Степной волк" и "Игра в бисер" как уникальные примеры мифологизации сюжета.
Каждая лекция сопровождается списком ключевых произведений и аналитическим разбором. Этот курс — ваш шанс открыть новое измерение в знакомых книгах и мифах.

ПРОГРАММА КУРСА

  • 1

    Миф и литература

    На первой лекции цикла мы разберемся, что такое природа мифа и поговорим о концепции мифа Алексея Фёдоровича Лосева.
    Проследим путь мифа от "Илиады" и "Одиссеи" до "Улисса" Джойса и «Кентавра» Апдайка.
  • 2

    Миф - символ - реализм

    Как миф связан с символом?
    И как символ проявляет себя в литературе реализма?
    Наш разговор будет посвящен Бальзаку, Флоберу, Диккенсу, Пушкину, Толстому, Достоевскому, Чехову.
    В частности выясним, почему «Чёрный монах» Чехова Толстой охарактеризовал чуть ли не гибелью реализма.
    Поговорим и о книге А.Ф.Лосева «Проблема символа и реалистическое искусство».
  • 3

    Мифотворчество Томаса Манна

    Миф в творчестве Томаса Манна играет смыслообразующую роль. Он создаёт новый жанр, жанр интеллектуального романа.
    Вместе с Германом Гессе Манн пытается реанимировать миф, к которому реалистическая литература относилась не столь внимательно.
    Известно, что Томас Манн был большой поклонник Рихарда Вагнера, немецкого композитора-романтика, для которого германо-скандинавская мифология была основополагающей в его творчестве.
    А ещё Манн был увлечён концепцией романтического двоемирия, идеей латентного, скрытого присутствия древних богов в современном мире.
    Как это отразилось в его творчестве? Начнем большой разговор о мастере интеллектуального романа.
  • 4

    Мифотворчество Томаса Манна. "Волшебная гора"

    Какой миф мы вспоминаем, читая этот великий текст?
    И какие подтексты можем увидеть, исходя их мифологической составляющей этого романа Томаса Манна?
  • 5

    Мифотворчество Томаса Манна. "Доктор Фаустус"

    Разговор о договоре с дьяволом начался задолго до Томаса Манна. Но как его увидел автор «Доктора Фаустуса»?
    Какое время выбрал автор для событий своего романа и как меняется тот самый договор в истории человечества?
  • 6

    Герман Гессе «Степной волк»

    Наш разговор о Германе Гессе мы начнем с его очень символичного и ложного романа "Степной волк". Как связан "Степной волк" и произведения Гофмана?
    Почему для анализа этого произведения так важна романтическая литература и, в частности, «Генрих Фон Офтердинген» Новалиса?
  • 7

    «Игра в бисер» Германа Гессе как роман-антиутопия

    Сказано Спасителем: «Не мечите бисер перед свиньями».
    Что означает эта фраза?
    Имеет ли она какое-то отношение к роману?
    Что это за концепции культуры как игры?
    Как может помочь раскрыть смысл романа книга Хёйзинга «Человек играющий»?
    Что это за теория игр?
    Что имел в виду Г.Гессе, когда называл двадцатый век веком фельетонов?
  • 8

    Магический реализм и творчество Чингиза Айтматова

    Что может быть общего между писателями Латинской Америки и классиком киргизской литературы?
    Почему повесть «Белый пароход» вызвала такие споры в своё время?
    Почему повесть «Пегий пёс, бегущий краем моря» можно отнести к лучшим произведениям этого автора?
    А роман «Буранный полустанок» и легенда о манкуртах стали выражением перестроечного времени?
    И о чём роман «Плаха»?
  • 9

    Уильям Фолкнер «Йокнапатофская сага»

    Что это такое?
    Почему так и не смогли определиться относительно реализма Фолкнера?
    Какая мифология присутствует в его творчестве?
    Какие романы входят в его «Opus Magnum"?
    Как переводится название реки Йокнапатофа?
    Фолкнер и Джойс?
    Почему у Фолкнера будут повторятся одни и те же имена? Что это за литература «американского юга»?

Венедикт Ерофеев
«Москва – Петушки»

Бонус
Почему этот роман стал столь популярен?
Почему он превратился ещё при жизни автора в классическое произведение?
Есть ли нечто общее между этим романом и «Евгением Онегиным»?
Или подобное сравнение кому-то покажется кощунственным?
Что находила гениального, поэтического в этом «пьяном» произведении утончённая Белла Ахмадулина?
О чём этот роман, наконец? О коктейле «Слеза комсомолки», это исповедь вконец опустившегося советского человека эпохи застоя, или?.. а присутствует ли в этом романе Библия? А музыка Листа? А философия Блеза Паскаля?

И так ли уж он прост и понятен, как может показаться неискушённому читателю?

ЛЕКТОР: ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ЖАРИНОВ

Выдающийся литературовед, публицист и переводчик, профессор кафедры всемирной литературы филологического факультета МПГУ. Его имя ассоциируется с глубокими знаниями и уникальной способностью передавать сложные идеи широкому кругу слушателей.

Научная и педагогическая деятельность:
Евгений Жаринов посвятил свою карьеру изучению мировой литературы. Его лекции – это настоящий кладезь знаний для читающей публики, жадной до новых идей, но не имеющей возможности углубляться в архивные исследования. Он искусно раскрывает сложные и неоднозначные темы, такие как:
  • Вопросы насилия и свободы в искусстве.
  • Гибель книжной цивилизации.
  • Современные вызовы литературы и общества.
Творчество и переводы:
Евгений Викторович также известен как талантливый переводчик. Среди его работ – переводы романов Урсулы ле Гуин («Волшебник Земноморья») и детективов Филиппа Марголина. Его переводческая деятельность помогает читателям ближе познакомиться с шедеврами мировой литературы.
Задайте вопрос или поделитесь впечатлениями :)
Мы с удовольствием отвечаем на ваши письма