МЕНЮ

Как ритуалы, мифы и магия правят нашим сознанием

Авторский курс Оксаны Седых — кандидата филологических наук, специалиста по культурной антропологии и символическим структурам мышления.

Курс поможет понять, как мифы и ритуалы формируют культуру и повседневность — и почему мы до сих пор живём с ними.

  • 5 лекций, более 9 часов видео
  • Смотрите в удобное время и в своём ритме
  • Доступ ко всем материалам — навсегда
  • Дополнительные материалы и чтение для каждой темы
  • Стоимость курса — 3800 рублей (возможна рассрочка)

О КУРСЕ

Почему миф и ритуал – не пережитки далекой древности, а самая актуальная современность? Как они представлены в современной культуре и в жизни каждого из нас? Об этом поговорим в рамках курса «Как ритуалы, мифы и магия правят нашим сознанием».
За разъяснениями обратимся к философам, писателям, исследователям. Порассуждаем несложным языком о мифе, ритуале, сказке, магическом мышлении и т.п. Обязательно разберем конкретные кейсы – посмотрим, как конкретно миф, ритуал и магия являют себя в сознании каждого из нас и в современной культуре - в литературе, живописи, кино, комиксах, в повседневных культурных практиках. Обсудим, почему миф в истории человечества миф постоянно возобновляет себя, возможно ли его полное искоренение и в чем загадка связи феномена мифа и феномена человека.

✨ Кому подойдёт этот курс:
  • тем, кто интересуется мифологией, философией, культурой и символическим мышлением;
  • преподавателям и студентам гуманитарных специальностей;
  • психологам, антропологам и культурологам;
  • всем, кто хочет глубже понимать, как работает сознание и культура.

Лекции цикла:
1. Миф как культурная константа.
2. Ритуал как культурная константа.
3. Мифологизация «чужого»: от архаики к современности.
4. Миф в XX и ХХI веке.
5. Магическое мышление современного человека.

Программа курса

  • Миф как культурная константа.

    Миф как нарратив (рассказанная история) и начало литературы. Четыре главных сюжета мировой литературы (по Х.Л. Борхесу): «Осада города», «Возвращение домой», «Поиск», «Жертвоприношение богоподобного существа».
    • Почему сюжетов всего четыре и как они связаны с мифом?
    • Архаический и современный мифический нарратив. Чем миф отличается от сказки?
    • Как формула сказки помогает понять миф (по В.Я. Проппу). Архаическая и современная сказка: вариации сказки о Золушке. К. Леви-Строс о культурной функции мифа: миф как модель для разрешения фундаментальных противоречий.
    • Почему миф сложен для научного изучения?
    • Что философия говорит о мифе? «Диалектика мифа» А.Ф. Лосева.
  • Ритуал как культурная константа.

    • Как связаны миф и ритуал? Что ритуал дает культуре и человеку?
    • Ритуал в нашей культурной и психической жизни. Как трактует ритуал психология и психоанализ (по З. Фрейду)?
    • Какие ритуалы есть у каждого из нас?
    • Обряды перехода (по А. Ван Геннепу): обряды жизненного цикла (роды, инициация, свадьба, похороны).
    • Почему похороны и свадьба зеркально отражают друг друга?
    • Как обряды перехода существуют в современности?
    • К какому типу обрядов относятся: посвящение в студенты, воинская присяга, инаугурация, клятва Гиппократа и под.?
    • Почему в ритуалах перехода допускалось то, что запрещалось и ограничивалось в обычной жизни (употребление наркотиков, свободные сексуальные связи, членовредительство, нагота и пр.)?
    • Лиминальная (маргинальная) стадия ритуала и феномен «коммунитас» (по В. Тернеру).
    • Может ли человек и общество обойтись без ритуалов: обсуждаем известные случаи.
    • Ритуал и карнавал. Карнавальные формы современной культуры. Ритуал в корпоративной культуре.
  • Мифологизация «чужого»: от архаики к современности.

    • Оппозиция «свое/чужое» как культурная универсалия. Как люди представляют чужое пространство и чужие народы?
    • Люди и нелюди. «Чужое» и демонология. Как рассказывают о демонах: мемораты, фабулаты, городские легенды.
    • К какому типу рассказов относятся истории о призраках и привидениях, НЛО, снежном человеке.
    • Как изображают демонов? Почему у них нет точных размеров? Демонология и представления о «не своей» смерти (по Д.К. Зеленину). «Чужое» в ритуале. Категория чуждости в литературе и кино: хоррор и научная фантастика.
    • Почему инопланетяне похожи на демонических существ?
    • Проблема неантропоморфизма: может ли человек помыслить и изобразить существо, обладающее неантропоморфным сознанием?
  • Миф в XX и ХХI веке.

    • Демифологизация и ремифологизация в истории культуры.
    • ХХ век – эпоха ремифологизации (по Е.М. Мелетинскому).
    • Неклассическая картина мира в науке и философии: как миф и сказка находят место в научной картине мира (сказки об Алисе Л. Кэрролла, «Мнимости в геометрии» П. Флоренского, «Эйнштейн и религия» В.Г. Богораза, «Античный космос и современная наука» А.Ф. Лосева).
    • Неомифологизм в ХХ и XXI веке. Почему альтернативные реальности - норма для современного искусства?
    • Мифологизированные формы трансмедийного повествования (кино, комикс, компьютерные игры и пр.).
    • Трансмедийные мультивселенные: новый тип мифологии?
  • Магическое мышление современного человека.

    • Что такое магия и можно ли ее изучать?
    • Какие виды магических действий и практик выделяют исследователи?
    • Магический ритуал и его связь с мифом: взгляд современной социальной антропологии.
    • Первобытное мышление (по Л. Леви-Брюлю) и мышление современного человека: сходство и различия.
    • Магическое мышление как концепт современной психологии.
    • Магическое мышление и когнитивные искажения (confirmationbias).
    • Почему современный человек верит в магию, гадания, астрологию и пр.?
    • Что будет, если искоренить магическое и мифологическое в нашей жизни?
    • Мифологическое мышление и искусственный интеллект.

ЛЕКТОР: СЕДЫХ ОКСАНА МИХАЙЛОВНА

Кандидат филологических наук, преподаватель философского факультета МГУ

Оксана Михайловна Седых — специалист в области культурной антропологии, истории культуры и литературы, автор курсов по мифологии, ритуалам и символическим кодам культуры.
Преподаёт на философском факультете и факультете иностранных языков и регионоведения МГУ, Московском институте психоанализа, а также в Государственном академическом университете гуманитарных наук, Московском физико-техническом институте и других ведущих вузах России.

Читает курсы:
  • «Культурная антропология»
  • «История культуры»
  • «История мировой литературы»
  • Спецкурсы по мифологии, ритуалам и фольклору
Научную деятельность начала с изучения представлений о вечности в поэзии О.Э. Мандельштама. Кандидатская диссертация посвящена категориям пространства и времени в философии П.А. Флоренского. Стажировалась во Франции в Высшей нормальной школе Лиона.

С 2004 года участвует в организации семинаров по русской философии в «Доме А.Ф. Лосева» и Доме Русского Зарубежья имени А. Солженицына. Выступает на российских и международных конференциях.

Научные интересы
📌 Культурная антропология: ритуалы, мифы, фольклор, антропология массовой культуры
📌 История культуры: представления о пространстве, времени и загробном мире
📌 Серебряный век: модернизм, философские концепции культуры
📌 История русской культуры: культурные константы и типология
📌 Культура XX века
Задайте вопрос или поделитесь впечатлениями :)
Мы с удовольствием отвечаем на ваши письма