МЕНЮ
22 ноября 2024, 19:00 - 21:00
Священные мифологемы и образы в видеоиграх.
Лекция 5: Игромифология как философская и религиоведческая герменевтика видеоигр, часть вторая: мифологема женщины-богини или великая иерофантида в современных видеоиграх
Билет на лекцию - 550 рублей
Дней
Часов
Минут
Секунд
  • Священные мифологемы и образы в видеоиграх
    Как указывал знаменитый религиовед Мирча Элиаде «кино, «эта фабрика снов», заимствует и эксплуатирует бесчисленные мифологические мотивы: борьба Героя с Чудовищем, битвы и посвятительные испытания, примерные образы и картины («Девушка», «Герой», «Райский пейзаж», «Ад» и т. п.). Даже чтение выполняет мифологическую функцию: не только потому, что оно заменяет пересказывание мифов, имевших место в древних обществах, <…> но прежде всего потому, что, подобно мифу, позволяет человеку «выйти из Времени».

    Мы полагаем, что указанные слова М. Элиаде можно соотнести в целом и с современными видеоиграми. Таким образом, в рамках нашего курса (точнее его продолжения) мы хотели бы снова поставить вопрос о соотношении архаики и современности, трансцендентного и имманентного, земного и небесного, с целью последовательно открыть за профанным сакральное в компьютерных видеоиграх, т.е. совершить «демистификацию наизнанку».

    Мы постараемся вскрыть парадигмальные архетипы в современной массовой культуре на новых примерах из видеоигр, и, рассмотрев данные архетипы в платоновско-августиновском ключе, содержательно показать, как полученные выводы можно экстраполировать на глубинную архаику, обозначив «ноуменальную» глубинную взаимосвязь архаики (мифов) и современности (видеоигр).

    Курс состоит из пяти лекций:

    1. Культовые и религиозные истоки игр. Введение в философский и антропологический спор методологий исследований феномена игр: Йохан Хейзинга, Фридрих Юнгер и Роже Кайуа.
    2. Религиоведческие исследования в game studies, часть первая: мифология в современных видеоиграх.
    3. Религиоведческие исследования в game studies, часть вторая: религия, теология и фольклор в современных видеоиграх.
    4. Игромифология как философская и религиоведческая герменевтика видеоигр, часть первая: образ женщины-богини в японских видеоиграх.
    5. Игромифология как философская и религиоведческая герменевтика видеоигр, часть вторая: мифологема женщины-богини или великая иерофантида в современных видеоиграх (продолжение).
    Вы можете купить билет на один вебинар за 550 рублей и получить доступ к записи на две недели или купить абонемент на весь курс за 2500 рублей и получить доступ к записям навсегда.
  • Анонсы лекций и даты проведения
    1. Культовые и религиозные истоки игр. Введение в философский и антропологический спор методологий исследований феномена игр: Йохан Хейзинга, Фридрих Юнгер и Роже Кайуа - 13 сентября, пятница, 19.00 МСК

    В данной лекции мы поговорим об антропологических, исторических и культовых или религиозных истоках игр как универсального феномена конституирующего всю мировую культуру от глубокой архаики до современности. Для выполнения данной задачи, мы содержательно проанализируем феномен игры, в рамках культурологической модели предложенной философом Йоханом Хейзингой и его последователями (разберем соотношение понятий alea, agon, Ilinx, mimicry с различными играми). Постараемся раскрыть связь между понятием игры и сферой сакрального, показав как феномен игры раскрывается в различных архаических ритуальных практиках.

    2. Религиоведческие исследования в game studies, часть первая: мифология в современных видеоиграх - 27 сентября, пятница, 19.00 МСК

    В данной лекции мы поговорим о том, как современная культура постоянно эксплицирует себя в художественно-мифологической форме, переосмысляя классические мифы и архаические ритуалы. Ведь мифы имеют множество определений и концепций. С одной стороны, их можно понимать как рассказ о подвигах сверхъестественных существ, который передается через традицию и ритуал. С другой стороны, мифы можно рассматривать не только как великие истории или подвиги героев, но и как любую историю, которая может выходить за рамки, повторяться, порождать новые истории или даже быть источником новых мифов. Как следствие, традиционные мифологические сказания, легенды и образы обеспечивают популярность и привлекательность многих современных видеоигр. Мы предполагаем, что видеоигры как элемент популярной культуры, в которой смешиваются текстовые, аудиовизуальные и интерактивные компоненты, порождают дискурсивную систему, отличную от остальных медиа тем, что она обладает огромным потенциалом возрождать древние мифологические сюжеты и фольклор. В результате мы можем сегодня наблюдать, как в западноевропейском научном дискурсе рождается новый междисциплинарный подход к исследованию видеоигр акцентированного на религиоведении, мифологии, теологии и фольклоре. В рамках лекции мы хотели бы содержательно обозначить три «мифологических подхода» к изучению современных видеоигр и содержательно обсудить работы испанского исследователя видеоигр Антонио Хосе Планеллса и его научный проект «Myths and ideology in contemporary video games». Посмотреть структуралистский подход британской исследовательницы из Даремского университета – Вивиан Асимос и подробно поговорить о книге «Mytholudics: understanding games as/through myth» Дома Форда из Бременского университета и его мифолудическом подходе в целом.

    3. Религиоведческие исследования в game studies, часть вторая: религия, теология и фольклор в современных видеоиграх - 11 октября, пятница, 19.00 МСК

    В данной лекции мы продолжим анализировать новейшие игрологические подходы, акцентированные на религиоведении, мифологии, теологии и фольклоре. Мы поговорим о том, как в современные видеоигры становятся центром притяжения современной христианской теологии и даже славянской фольклористики. Во-первых, мы познакомимся с работами интереснейшего нидерландского исследователя, теолога и преподавателя Тилбургского университета – Фрэнка Босмана, который попытался синтезировать христианское богословие с видеоиграми. Мы посмотрим, как Ф. Босман выделяет специфические «теофорические» подтексты в видеоиграх, анализируя христианскую нуминозную символику в таких играх как Mass Effect и Child of Light. Также мы разберем, как религия эксплицирует себя, по мнению Ф. Босмана, в современных видеоиграх сразу на пяти уровнях (материальном, референтом, рефлексивном, ритуальном и метауровене). На второй половине лекции, мы познакомимся с работами Доун Стоббарт, доцента кафедры английской литературы Ланкастерского университета и тем как Доун Стоббарт неожиданно привлекла для анализа нарративной структуры популярной видеоигры Alan Wake «Морфологию волшебной сказки» В.Я. Проппа. Мы поговорим о том, каким образом теория функций В.Я. Проппа повлияла на Alan Wake, и какое отношение к игре имеет славянский фольклор и даже Баба-Яга.

    4. Игромифология как философская и религиоведческая герменевтика видеоигр, часть первая: образ женщины-богини в японских видеоиграх - 25 октября, пятница, 19.00 МСК

    Продолжая наш разговор о религиоведческих подходах к видеоиграм, мы снова вернемся к научному проекту «Myths and ideology in contemporary video games» испанских исследователей из Университета Помпеу Фабра (г. Барселона) – Антонио Хосе Планеллса и Виктора Наварро. А именно, мы поговорим о прелюбопытнейшей работе Виктора Наварро «Образы великих женских божеств в японских видеоиграх». В данной статье, Виктор Наварро предложил отделить феномен японских видеоигр от западных аналогов, введя неологизм «гэму» (японские игры). Более того, как указал исследователь, наиболее последовательно свойства национального колорита «гэму» проявились именно в специфической «лудонарративной» экспликации образов женских божеств в японских играх системно аппелирующих к восточной мифологии. Поэтому в данной лекции мы познакомимся с архетипическим рядом женских мифологических образов, которые, по мнению Виктора Наварро репрезентируются в таких играх как Ôkami, Asura's Wrath, Legend of Zelda: Skyward Sword и Catherine.

    5. Игромифология как философская и религиоведческая герменевтика видеоигр, часть вторая: мифологема женщины-богини или великая иерофантида в современных видеоиграх (продолжение) - 15 ноября, пятница, 19.00 МСК

    Завершая наш курс, мы хотели бы содержательно дополнить выводы испанских исследователей из Университета Помпеу Фабра – Антонио Хосе Планеллса и Виктора Наварро о мифологеме женщины богини в современных видеоиграх. А именно, выдвинуть в данной лекции гипотезу о существовании важного ритуального образа или символа, связанного с посвятительной или инициирующей практикой, которую в истории религий нередко исполняли специальные женщины-жрицы. Мы проанализируем, каким образом данный образ женщины-жрицы конституируется в форме «небесной священной жены» из элевсинских мистерий и шумерского ритуального брака – иерогамии. Постараемся содержательно раскрыть данную мифологему сакральной жрицы как архаическую персонификацию великой амбивалентной богини-земли. Мы покажем, с одной стороны как богиня-земли всегда выступает по отношению к мифологическому герою своеобразной «иерофантидой» т.е. жрицой руководящей священным обрядом инициации героя, с другой стороны, его святой покровительницей и невестой. Мы предполагаем, что данный образ является конституентом для ряда видеоигр системно аппелирующих к мифологической архаике. Поэтому в лекции мы продемонстрируем на ряде массива примеров взятых из популярных серий видеоигр: Final Fantasy, Nier, Syberia, Mass Effect, Halo – как мифологическая богиня репрезентированная в видеоиграх в виде «небесной невесты» и «жрицы» всегда сопровождает своего возлюбленного «тысячеликого героя» к радикальной трансформации – браку, смерти и бессмертию.
  • Запись вебинара
    На следующий день после проведения вебинара всем участникам будет выслана ссылка с записью и презентация. Запись доступна для просмотра в течение двух недель.

    Для подключения к вебинару установка дополнительного программного обеспечения не нужна, мы рекомендуем использовать Яндекс Браузер.
    За час до вебинара вам будет отправлена ссылка на вебинарную комнату.
ЛЕКТОР
Батурин Даниил Антонович
Доцент кафедры философии, медиа и журналистики Тюменского государственного университета.
Религиовед, кандидат философских наук.
Задайте вопрос или поделитесь впечатлениями :)
Мы с удовольствием отвечаем на ваши письма