1. Культовые и религиозные истоки игр. Введение в философский и антропологический спор методологий исследований феномена игр: Йохан Хейзинга, Фридрих Юнгер и Роже Кайуа - 13 сентября, пятница, 19.00 МСК
В данной лекции мы поговорим об антропологических, исторических и культовых или религиозных истоках игр как универсального феномена конституирующего всю мировую культуру от глубокой архаики до современности. Для выполнения данной задачи, мы содержательно проанализируем феномен игры, в рамках культурологической модели предложенной философом Йоханом Хейзингой и его последователями (разберем соотношение понятий alea, agon, Ilinx, mimicry с различными играми). Постараемся раскрыть связь между понятием игры и сферой сакрального, показав как феномен игры раскрывается в различных архаических ритуальных практиках.
2. Религиоведческие исследования в game studies, часть первая: мифология в современных видеоиграх - 27 сентября, пятница, 19.00 МСК
В данной лекции мы поговорим о том, как современная культура постоянно эксплицирует себя в художественно-мифологической форме, переосмысляя классические мифы и архаические ритуалы. Ведь мифы имеют множество определений и концепций. С одной стороны, их можно понимать как рассказ о подвигах сверхъестественных существ, который передается через традицию и ритуал. С другой стороны, мифы можно рассматривать не только как великие истории или подвиги героев, но и как любую историю, которая может выходить за рамки, повторяться, порождать новые истории или даже быть источником новых мифов. Как следствие, традиционные мифологические сказания, легенды и образы обеспечивают популярность и привлекательность многих современных видеоигр. Мы предполагаем, что видеоигры как элемент популярной культуры, в которой смешиваются текстовые, аудиовизуальные и интерактивные компоненты, порождают дискурсивную систему, отличную от остальных медиа тем, что она обладает огромным потенциалом возрождать древние мифологические сюжеты и фольклор. В результате мы можем сегодня наблюдать, как в западноевропейском научном дискурсе рождается новый междисциплинарный подход к исследованию видеоигр акцентированного на религиоведении, мифологии, теологии и фольклоре. В рамках лекции мы хотели бы содержательно обозначить три «мифологических подхода» к изучению современных видеоигр и содержательно обсудить работы испанского исследователя видеоигр Антонио Хосе Планеллса и его научный проект «Myths and ideology in contemporary video games». Посмотреть структуралистский подход британской исследовательницы из Даремского университета – Вивиан Асимос и подробно поговорить о книге «Mytholudics: understanding games as/through myth» Дома Форда из Бременского университета и его мифолудическом подходе в целом.
3. Религиоведческие исследования в game studies, часть вторая: религия, теология и фольклор в современных видеоиграх - 11 октября, пятница, 19.00 МСК
В данной лекции мы продолжим анализировать новейшие игрологические подходы, акцентированные на религиоведении, мифологии, теологии и фольклоре. Мы поговорим о том, как в современные видеоигры становятся центром притяжения современной христианской теологии и даже славянской фольклористики. Во-первых, мы познакомимся с работами интереснейшего нидерландского исследователя, теолога и преподавателя Тилбургского университета – Фрэнка Босмана, который попытался синтезировать христианское богословие с видеоиграми. Мы посмотрим, как Ф. Босман выделяет специфические «теофорические» подтексты в видеоиграх, анализируя христианскую нуминозную символику в таких играх как Mass Effect и Child of Light. Также мы разберем, как религия эксплицирует себя, по мнению Ф. Босмана, в современных видеоиграх сразу на пяти уровнях (материальном, референтом, рефлексивном, ритуальном и метауровене). На второй половине лекции, мы познакомимся с работами Доун Стоббарт, доцента кафедры английской литературы Ланкастерского университета и тем как Доун Стоббарт неожиданно привлекла для анализа нарративной структуры популярной видеоигры Alan Wake «Морфологию волшебной сказки» В.Я. Проппа. Мы поговорим о том, каким образом теория функций В.Я. Проппа повлияла на Alan Wake, и какое отношение к игре имеет славянский фольклор и даже Баба-Яга.
4. Игромифология как философская и религиоведческая герменевтика видеоигр, часть первая: образ женщины-богини в японских видеоиграх - 25 октября, пятница, 19.00 МСК
Продолжая наш разговор о религиоведческих подходах к видеоиграм, мы снова вернемся к научному проекту «Myths and ideology in contemporary video games» испанских исследователей из Университета Помпеу Фабра (г. Барселона) – Антонио Хосе Планеллса и Виктора Наварро. А именно, мы поговорим о прелюбопытнейшей работе Виктора Наварро «Образы великих женских божеств в японских видеоиграх». В данной статье, Виктор Наварро предложил отделить феномен японских видеоигр от западных аналогов, введя неологизм «гэму» (японские игры). Более того, как указал исследователь, наиболее последовательно свойства национального колорита «гэму» проявились именно в специфической «лудонарративной» экспликации образов женских божеств в японских играх системно аппелирующих к восточной мифологии. Поэтому в данной лекции мы познакомимся с архетипическим рядом женских мифологических образов, которые, по мнению Виктора Наварро репрезентируются в таких играх как Ôkami, Asura's Wrath, Legend of Zelda: Skyward Sword и Catherine.
5. Игромифология как философская и религиоведческая герменевтика видеоигр, часть вторая: мифологема женщины-богини или великая иерофантида в современных видеоиграх (продолжение) - 15 ноября, пятница, 19.00 МСК
Завершая наш курс, мы хотели бы содержательно дополнить выводы испанских исследователей из Университета Помпеу Фабра – Антонио Хосе Планеллса и Виктора Наварро о мифологеме женщины богини в современных видеоиграх. А именно, выдвинуть в данной лекции гипотезу о существовании важного ритуального образа или символа, связанного с посвятительной или инициирующей практикой, которую в истории религий нередко исполняли специальные женщины-жрицы. Мы проанализируем, каким образом данный образ женщины-жрицы конституируется в форме «небесной священной жены» из элевсинских мистерий и шумерского ритуального брака – иерогамии. Постараемся содержательно раскрыть данную мифологему сакральной жрицы как архаическую персонификацию великой амбивалентной богини-земли. Мы покажем, с одной стороны как богиня-земли всегда выступает по отношению к мифологическому герою своеобразной «иерофантидой» т.е. жрицой руководящей священным обрядом инициации героя, с другой стороны, его святой покровительницей и невестой. Мы предполагаем, что данный образ является конституентом для ряда видеоигр системно аппелирующих к мифологической архаике. Поэтому в лекции мы продемонстрируем на ряде массива примеров взятых из популярных серий видеоигр: Final Fantasy, Nier, Syberia, Mass Effect, Halo – как мифологическая богиня репрезентированная в видеоиграх в виде «небесной невесты» и «жрицы» всегда сопровождает своего возлюбленного «тысячеликого героя» к радикальной трансформации – браку, смерти и бессмертию.