МЕНЮ

Поэзия

Авторский курс профессора Жаринова

  • 6 лекций, более 11 часов видео
  • Подробные списки литературы для каждой лекции
  • Смотрите в удобное время с момента оплаты
  • Доступ к материалам открывается навсегда
  • Стоимость курса 4600 рублей (возможна оплата в рассрочку).
Погрузитесь в мир русской и мировой поэзии!
На этом курсе вы откроете для себя глубину творчества Фета, Блока, Вертинского, Высоцкого, Окуджавы и многих других. Узнаете, как поэзия соединяет психологизм Льва Толстого, философию Серебряного века и духовные поиски разных эпох. Этот курс поможет вам прочувствовать магию слова, понять ритмы и смыслы стихотворений, которые вдохновляют и восхищают уже многие поколения.

О КУРСЕ

Что такое поэзия? Почему она затрагивает глубинные струны нашей души? В этом курсе мы отправимся в увлекательное путешествие по миру поэтического искусства. Вас ждут:

  • Ассоциативная поэзия А.А. Фета — анализ стихов великого лирика XIX века, его связи с философией Л.Н. Толстого и религиозными подтекстами.
  • Серебряный век: мистицизм и философия — от символизма до акмеизма, с рассмотрением влияния европейского модернизма и связи с учением катаров.
  • Человек и космос в русской поэзии XVIII-XX веков — пейзажная лирика и философские размышления, от Ломоносова до Пастернака.
  • Александр Вертинский — его яркая творческая личность и наследие.
  • Владимир Высоцкий — философская глубина и выразительность песенной лирики.
  • Булат Окуджава — бард, воспевший романтику и интеллигентность московских улиц.
Каждая лекция открывает новый аспект поэтического искусства, от анализа текстов до изучения их философских и культурных контекстов.

Бонус курса — уникальный список рекомендованной литературы и песенной лирики для более глубокого погружения в тему.

ПРОГРАММА КУРСА

  • 1

    Ассоциативная поэзия А.А.Фета

    • Поэт XIX века, на самом деле, предвидел и предугадал то, что будет волновать лириков уже XX века: Пастернак, Мандельштам и др.
    • Как это могло произойти?
    • Какие особенности личности сказались на его творчестве?
    • Как связана поэзия Фета и психологизм Л.Н.Толстого?
    • Что может быть общего между ними?
    • Что это за «диалектика души»? Как понимать этот термин?
    • Почему русскую литературу, как и русскую философию, можно отнести к феноменологии?
    • Почему Фета так привлекали едва уловимые движения души?
    • Какой здесь может быть религиозный подтекст?
    • Почему стихотворение «Никогда» вызвало негативную реакцию Толстого?
    • Как поэзия Фета может быть связана с ассоциативным монтажом в кинематографе?
  • 2

    Что такое «серебряный век» (литературные течения, мистика и философия)

    • Серебряный век. Что это - заявление?
    • Как возник сам термин?
    • Как русский «серебряный век» связан с европейским модернизмом?
    • Андрей Белый и его «Петербург», как этот роман соотносится с романом «Улисс» Джойса?
    • Что такое символизм, футуризм и акмеизм?
    • Как эти явления связаны с еретическим учением катаров?
    • Что это за культ Прекрасной Дамы у А.Блока?
  • 3

    Человек и космос в русской поэзии XVIII-XX веков

    Раскрывая эту тему, мы будем говорить исключительно о пейзажной лирике. Почему? Дело в том, что благодаря Руссо и его роману «Юлия, или новая Элоиза» именно природа стала важной составляющей в философско-художественной интерпретации мира. Знаменитое Женевское озеро, вокруг которого и развивается всё действие романа, ставшего в XVIII веке настоящим мировым бестселлером, у Руссо мыслится и как Космос, сошедший на землю, и как «зеркало души».
    Ломоносов, Державин, а затем Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Фет, Тютчев, Мандельштам, Пастернак и даже Маяковский - все будут каждый по-разному обращаться к пейзажной лирике, чтобы увидеть мир, с одной стороны, из космоса, а с другой - погрузиться в бездну человеческих страстей.

    • Как это выглядело в конкретных и многим известных шедеврах?
    • Какие философские взгляды исповедовал каждый из поэтов?
    • Какие особенности души им удалось отметить, увидеть?
  • 4

    Вертинский

    Вертинский давно и серьёзно забыт. Но вот недавно сняли сериал о нём. Сериал вызвал противоположные отклики. Кому-то этот сериал понравился, а кому-то - нет. Так кем же был этот самый Вертинский?
    Его нарочитое грассирование не всем нравилось, его манерность многих возмущала. Но что скрывалось за маской трагического Пьеро? Давайте разберемся. Ведь он был современником великих. А, может, он и сам был отмечен этим самым величием?
  • 5

    Высоцкий

    В своё время в СССР не было ни одного человека, который бы не слышал хотя бы одну его песню.
    Он звучал отовсюду.
    Весёлые песенки, которых становилось всё больше и больше начали постепенно уходить на второй план, а вот серьёзная, философская лирика по мере моего собственного взросления оказалась необычайно созвучна тому, что начал открывать для себя сначала студент-филолог, а затем кандидат и доктор филологии.
    Филолог здесь упомянут не случайно.
    В переводе с греческого это означает: любовь к слову. Но именно Слово для Владимира Семёновича Высоцкого обладало особым значением. Он владел им в совершенстве.
  • 6

    Окуджава

    Это имя известно всем.
    Его песни пели и знали многие.
    Он был выразителем мыслей и чувств целого поколения. Он был современником Высоцкого, Галича, Бродского, Вознесенского и Евтушенко. Писал не только песни и стихи, но и прозу. Писал музыку для фильмов, ставших культовыми. Прошёл войну и выжил, сохранив трогательную интеллигентность арбатского мальчика. Он так воспел эту московскую улицу, что она превратилась в место, где рождаются мифы.
    Так давайте отдадим дань великому барду и поговорим о его творчестве.

ЛЕКТОР: ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ЖАРИНОВ

Выдающийся литературовед, публицист и переводчик, профессор кафедры всемирной литературы филологического факультета МПГУ. Его имя ассоциируется с глубокими знаниями и уникальной способностью передавать сложные идеи широкому кругу слушателей.

Научная и педагогическая деятельность:
Евгений Жаринов посвятил свою карьеру изучению мировой литературы. Его лекции – это настоящий кладезь знаний для читающей публики, жадной до новых идей, но не имеющей возможности углубляться в архивные исследования. Он искусно раскрывает сложные и неоднозначные темы, такие как:
  • Вопросы насилия и свободы в искусстве.
  • Гибель книжной цивилизации.
  • Современные вызовы литературы и общества.
Творчество и переводы:
Евгений Викторович также известен как талантливый переводчик. Среди его работ – переводы романов Урсулы ле Гуин («Волшебник Земноморья») и детективов Филиппа Марголина. Его переводческая деятельность помогает читателям ближе познакомиться с шедеврами мировой литературы.
Задайте вопрос или поделитесь впечатлениями :)
Мы с удовольствием отвечаем на ваши письма